Речевое дыхание – очень важный компонент речевой деятельности. От него зависит правильность звукообразования, в том числе поддержание громкости речи, её плавности и интонационной выразительности.
Несформированность речевого дыхания у детей с ОВЗ проявляется в слабом вдохе, прерывистых выдохах и др. Ребёнок говорит тихо, монотонно, невыразительно, недоговаривает фразу до конца, иногда прослеживается речь «взахлёб», то есть на вдохе.
При работе над дыханием одной из главных задач является выработка произвольного направленного ротового выдоха. Светлана Александровна предлагает использовать специальные упражнения в виде игр, при выполнении, которых можно задействовать окружающие нас предметы.
Скоро лето. Много времени мы постараемся проводить на прогулке. Вокруг зацветут разнообразные красивые цветы, в том числе и одуванчики с их белыми, пушистыми шапочками. Они помогут нам выполнить замечательное дыхательное упражнение.
Игра «Одуванчики». Предлагаем ребёнку взять в руку одуванчик, или сами поднесём цветок к губам ребёнка на расстоянии 20 сантиметров. Объясним, что нужно сделать вдох через нос, а потом подуть на одуванчик, вытянув губы «трубочкой». Сравниваем наш выдох с лёгким ветерком, который подул так, что пушинки одуванчика, как парашютики разлетелись в разные стороны.
Для тренировки выдоха через рот очень полезными и интересными будут упражнения «Мыльные пузыри», «Задуй свечу», «Надуй воздушный шарик», «Сдуй со стола бумажку».
Овладение правильным ротовым выдохом является важным условием для развития речевого дыхания, а также речевого развития ребёнка в целом.