Колонка специалиста: Социальные навыки, необходимые каждому ребенку 28.09.2022

Современными исследованиями доказано, что дети, обладающие развитыми социальными навыками, не только менее подвержены стрессовым воздействиям и проще воспринимают конфликтные ситуации, но и в будущем успешнее проявляют себя в различных областях жизни.

Первый социальный опыт ребенок получает в семье, ориентируясь на поведение членов семьи. В дальнейшем, при расширении поля взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитие социальных навыков происходит благодаря пребыванию в детском саду или школе, прогулкам на детских площадках, посещению кружков и др., где ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Таким образом, полученный социальный опыт он впитывает, перерабатывает, а затем и воспроизводит непосредственно в своей жизни.

Владение социальными навыками подразумевает под собой не только умение общаться, но и способность сопереживать, работать в команде, правильно реагировать на критику, умение управлять своими эмоциями и др.

Психолог ОСП «Раменки» Петровичева Юлия Юрьевна считает, что ребенку, который испытывает трудности в овладении и социальными инструментами, необходимо оказывать помощь в их формировании и развитии, она предлагает уделить особое внимание следующим социальным качествам и умениям:

1. Умение знакомиться, представляться.

Для развития этого навыка читайте с детьми сказки, разыгрывайте их по ролям, играйте с детьми в ролевые игры с их любимыми игрушками ребенка.

2. Просить о помощи.

Нужно помнить, что просить о помощи не стыдно, не обидно, это не унижает достоинство человека. Здесь важную роль играет семья, где взрослые просят помощи и помогают друг другу, когда каждый человек остается услышанным и просьба не останется без внимания независимо от того, насколько она смешна или неуместна.

3. Следовать инструкциям.

Отработка этого умения происходит через игру, особенно подвижную.

4. Концентрироваться на задаче.

Это умение необходимо постепенно развивать и тренировать. Здесь необходимо помнить, что у маленьких детей мозг не способен к длительной концентрации, однако с возрастом эта способность формируется. Чем старше ребенок - тем выраженнее становится его способность к концентрации. Для тренировки навыка можно использовать графические диктанты, решать головоломки, играть в шахматы.

5.Корректно выражать несогласие.

Если ребенок не владеет этим инструментом, то в нем начинают накапливаться разрушительные эмоции, которые со временем выйдут наружу. Для развития этого умения необходимо тренировать конструктивные высказывания своего мнения, например, «я так не считаю», «мне кажется» и др. Каждая мысль имеет право на существование.

6. Умение принимать отказы, слышать ответ «нет».

Данный навык напрямую связан с самооценкой ребенка. Для поддержания самооценки важно проговаривать с ребенком его поступки и достижения, при этом не забывая, что похвала должна быть наполнена содержанием, а не являться чем-то формальным.

7.Выражать благодарность, признательность.

Развитие этого навыка, как и умение просить о помощи, происходит благодаря внимательному отношению членов семьи друг к другу. Развивать этот навык полезно не только детям, но и взрослым. Ведь иногда простое искреннее «спасибо» творит с людьми настоящие чудеса.

8. Приносить извинения.

Это очень сложная компетенция! Только с определенным уровнем эмоционального интеллекта мы можем сказать другому человеку: "Прости меня". Ребенок должен научиться понимать связь между своими поступками и последствиями. Только ни в коем случае не говорите ребенку, что он плохой, мы даем оценку не самого ребенка, а его поступков. Важно помнить, что перед тем, как ждать от ребенка извинений, необходимо произвести оценку ситуации. А может ребенок ни в чем не виноват? И не забываем про важность влияния семейной модели поведения.

9. Управлять эмоциями.

Это тяжелая задача, которая очень сильно зависит от нервно-психического развития детей, от физиологической зрелости, эмоциональной, психической. Чем младше ребенок, тем тяжелее ему управлять эмоциями, но в наших силах помочь ему осознать свои чувства, помочь ему понять, почему они возникают, пытаться вместе находить с ребенком пути преодоления и способы управления разрушительными эмоциями.

10. Нести ответственность за свои поступки, принимать критику.

Данный социальный навык также становится доступным, только с постепенным взрослением ребенка. Чтобы помочь сформировать у ребенка чувство ответственности и поддерживать этот навык в его развитии и совершенствовании нужно совсем немного: объясняйте ребенку последствия его действий не только отрицательные, но и положительные; обозначьте ребенку круг задач, в которых он сможет принимать самостоятельное решение (не забываем опираться на возраст ребенка); если ребенок допускает ошибку, не бросаемся, сломя голову ему на помощь, важно дать ему возможность самому исправить ситуацию; вовлекайте ребенка в совместную деятельность, где он сможет максимально вам помочь. Хочется отметить, что в работе над развитием данного социального навыка нет места критике, отмечаем достижения ребенка и даем ему право на ошибку.

Помните, чем раньше ваш ребенок пройдет необходимые этапы социализации и усвоит важные социальные навыки, тем проще ему будет адаптироваться в детском коллективе, чувствовать себя комфортно в окружении не только знакомых и родных, но и посторонних людей.